Государственное учреждение дополнительного образования Тульской области, Областной центр

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
X

Телефон/факс: (4872) 31-22-53

Педагог-организатор: +7 (953) 195-64-81

Адрес: г. Тула ул. Буденного дом 50А

  • Занятие на развитие эмоций
  • Занятия в игровом зале
  • Игры-драматизации

Кротова О.В. Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с речевыми нарушениями

Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с речевыми нарушениями. В данной статье будет изложен анализ результатов работы в течение трех лет (в период с 2015 по 2017год) в группе для детей 5-6 лет, имеющие речевые нарушения. Мною реализуется «Дополнительная общеразвивающая речевая программа для детей 5-6 лет». Направленность программы: социально-педагогическая/логопедическая. Уровень программы: дополнительное образование. Тип программы – коррекционно-развивающий. Вид программы - речевое, игровое, коммуникативное развитие. Цель программы - развитие речи детей соответственно возрасту. Задачи программы: 1. Развитие связной речи. 2. Расширение словаря и грамматического строя. 3. Коррекция фонематического слуха. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Формирование навыка общения. 6. Формирование познавательного интереса и произвольности. 7. развития межполушарного взаимодействия, произвольности; энергетизация и ритмизация организма. Условия реализации. - Продолжительность курса: программа реализуется в течение года, с сентября по май. Количественный состав группы:8 -10 человек. - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; - форма проведения занятия: групповая. - Программа рассчитана на детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием. Актуальность: Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать Образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употребляют их именительном и родительном падежах (котята-котят), правильно используют форму множественного числа родительного падежа существительных Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно предсказывать на небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смысл. Нарушение речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Психолог, лингвист Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий). В последние три года отмечается увеличение детей с речевыми патологиями (Общее недоразвитие речи, моторная алалия, задержка речевого развития). В работе с детьми по данной программе я придерживаюсь следующих принципов. - индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку группы и учет его возрастных особенностей; - принцип «от простого к сложному»; Программа состоит из нескольких этапов: 1. Диагностический. Цель: выявление уровня сформированности связной речи, грамматического строя и словаря. Диагностика проводится в начале и в конце курса занятий для отслеживания эффективности. 2. Коррекционно-развивающие занятия. 3. Просветительская работа с родителями. Анализ групповой работы за трехлетний период (с 2015 по 2017год). Всего за три года занятий в группе занималось 27 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 22 мальчика (81%) и 5 девочек (19%). Разделение по половому признаку. Все 27 детей (100%) имели медицинские показания для коррекционно-развивающих занятий. У детей, занимающихся в группах «Говорушки», отмечаются следующие нарушения: 6 детей (22%) имели ОНР(2 уровня), 12 детей (44%) имели ОНР(3 уровня), у 9 детей (33%) отмечается нарушение экспрессивной речи. При этом следует отметить, что у 100% детей в анамнезе есть задержка речевого развития или ОНР(1 уровня). Показания для посещения занятий. Результативность занятий зависит от нескольких причин: - сложности и глубины нарушения; - регулярность посещения занятий; - включенность родителей в коррекционный процесс. В данных группах посещаемость детей хорошая. Дети не пропускали занятия без уважительной причины. С помощью активного включения родителей в коррекционный процесс видны положительные результаты в развитии речи детей. Таким образом, по результатам диагностики, отзывам родителей можно отметить положительные изменения в развитии связной речи, грамматического строя и словаря. И так рассмотрим некоторые основные параметры. Понимание обращенной речи. В 2015-16 учебном году в начале года 2 ребенка (22%) хорошо понимали обращенную речь, а 7 детей (78%) обращенную речь понимали избирательно. В конце года у 4 детей (44%) улучшилось понимание обращенной речи, у 3 детей (33%) динамика положительная, понимают обращенную речь в пределах нормы. У 2 детей (22%) стабильная динамика. В 2016-17 учебном году 2 ребенка избирательно понимают обращенную речь, 7 детей испытывают незначительные трудности в понимании речи. В конце года у 2 детей улучшилось понимание обращенной речи и выполнение инструкций, 7 детей стали понимать обращенную речь в пределах нормы. В 2017-18 году 2 детей (22%) понимают обращенную речь, 7детей (78%) понимают обращенную речь избирательно. В конце учебного года: у 3 детей (33%) улучшилось понимание обращенной речи, 4 детей (44%) стали понимать обращенную речь в пределах нормы, 2 детей (22%) в начале и в конце учебного года понимали обращенную речь и выполняли инструкции. Таким образом, можно отметить, что на протяжении трех лет идет положительная динамика в понимании речи. Связная речь. В 2015-16 году в начале у 2 детей (22%) рассказ состоит из перечисления существительных. 7 детей (78%) составили рассказ из простых предложений. В результате работы 2 ребенка (22%) стали составлять рассказ из простых предложений, а 7 детей (78%) составляли распространенные рассказы. В 2016-17 году в начале года у 6 детей (67%) рассказ состоит из перечисления существительных, действий предметов, у 3 детей (33%) из простых не распространенных предложений, то в конце года отмечается положительная динамика у 2 детей(22),рассказы состоят из простых предложений, а у 7 детей (78%) из распространенных предложений. В 2017-18 году у 4 детей (45%) рассказ состоит из перечисления существительных, у 3 детей (33%) рассказ состоит из одного предложения, у 2 детей (22%) рассказ состоит из простых предложений. В конце учебного года: 3 детей (33%) составляют рассказ из простых предложений. 1 ребенок (11%) составляет рассказ из простых предложений, но ему еще необходима помощь логопеда в виде наводящих вопросов. 5 детей (56%) составляют рассказ из распространенных предложений. Таким образом, я считаю, что в развитии связной речи происходят положительные изменения. Дети рассказывают рассказы о происходящих событиях, составляют рассказы по картинкам и по серии картин. Во всех трех группах отмечается на начало года у детей ошибки в образовании множественного числа существительных, предложно-падежные формы не достаточно усвоены. В активном словаре мало предлогов. Словарь не достаточно развит. В речи мало качественных прилагательных, в основном предложения состоят из существительных и глаголов. Не образуют относительные прилагательные. Обобщающие понятия не достаточно сформированы. Дети допускают ошибки при согласовании существительных с прилагательными, числительными. Параллельно с развитием связной речи идет расширение словаря и развитие грамматического строя. В конце года отмечается положительная динамика: дети образуют множественное число существительных. Увеличивается активный и пассивный словарь. У детей увеличивается объем активной фразы. В речи появляются качественные прилагательные. В пассивном и активном словаре формируются обобщающие понятия: одежда, обувь, овощи, фрукты, обувь, деревья, цветы, транспорт. Дети начинают образовывать относительные прилагательные. Согласуют существительные с прилагательными и числительными. Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи, в частности коммуникативной. В результате занятий у детей улучшаются коммуникативные навыки (в разной степени выраженности в зависимости глубины и тяжести нарушения). Дети научаются договариваться между собой. Выстраивают диалог, спрашивают друг у друга разрешения, обсуждают роли в сюжетно-ролевой игре, начинают просить игрушки словами, перестают отнимать у другого понравившуюся игрушку. Начинают дружить друг с другом, делится, сопереживать другому ребенку. Улучшение происходит и в игровой деятельности. У всех детей (100%) в разной степени выраженности (в зависимости от тяжести и глубины нарушения) расширяется сюжет в сюжетно-ролевых играх, дети осваивают игры-драматизации, подвижные игры и игры с правилами. Мной ведется активная работа с родителями группы. Форма работы разнообразна в зависимости от цели. Это беседы с родителями, после каждого занятия, индивидуальные консультации, родительские собрания. Таким образом, «Дополнительную общеразвивающую речевую программу для детей 5-6 лет» можно считать эффективной. Но хочется отметить, что некоторым детям занятий по программе мало и поэтому необходима помощь родителей по закреплению пройденного материала. Учитель-логопед отдела практической помощи Кротова О.В.
новостивсе новости
  • 7.12.2015

    Семинар Деятельность специалиста Службы сопровождения интерната по профилактике самовольных уходов подростков из учреждения

  • 26.11.2015

    В Туле начал работу Всероссийский Форум Лидер в образовании

  • 1.10.2015

    В Туле открылась конференция по проблемам аутизма

статьивсе статьи
  • Руднева Ю.В. Анализ результативности практического опыта в работе с детьми с эмоционально-волевыми трудностями развития

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

  • Школа обязана создать условия для ребенка

директор центра

Верхорубова Елена Леонидовна

Директор центра

(920) 748-13-27

В нашем центре вы всегда можете получить

онлайн-консультациЮ
Как к нам проехать?

Наш адрес:

Тула ул. Буденного дом 50А

Наши партнеры и информационные ресурсы