сопровождение//Программы//Программа формирования произвольной регуляции для старших дошкольников
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа формирования произвольной регуляции для старших дошкольников
Аннотация к программе:
Тип программы - формирующий, развивающий.
Вид программы - формирование саморегуляции.
Цель программы - формирование произвольного компонента деятельности.
Задачи интегративной психологической коррекции следующие:
- Формирование произвольных компонентов деятельности ребенка.
- Формирование схемы собственного тела и соматогнозиса.
- Формирование пространственных представлений.
- Расширение словарного запаса и общей осведомленности ребенка.
- Формирование механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения.
Условия реализации:
Продолжительность курса: программа реализуется в течение полугодия, по два комплекса в неделю. Курс рассчитан на 30 комплексов в первом полугодии с сентября по декабрь- всего 15 ч., и на 36 комплексов во втором полугодии с января по май- всего 18 ч.
Количество времени рассчитано непосредственно на проведение практических занятий.
Длительность комплекса: 0,5 часа.
Время проведения: занятия проводятся в первую или вторую половину дня.
Форма проведения: групповая. В случае невозможности объединения детей в группу по состоянию физического или психического здоровья, данная программа может быть использована в микрогрупповом режиме и для индивидуальных занятий.
Количество человек: оптимальное количество детей в группе - 3-4 человека
Особенности помещения: занятия проводятся в тренинговой комнате с соответствующим оборудованием.
Используемые технические и другие материалы: трапики, магнитофон, аудиодиски, детская пирамидка, маленькие и большие мячи, карандаши, бумага.
Показания и противопоказания к применению.
Контингент детей, нуждающихся в работе по формированию произвольной регуляции деятельности, включает в себя достаточно широкий спектр типов отклоняющего развития. Однако в рамках работы с каждой подгруппой детей этот вид работы может иметь, как основное, так и вспомогательное значение. В работе с детьми группы «тотальное недоразвитие аффективно неустойчивого типа» этот вариант коррекционной работы в большинстве случаев может быть применен только после проведения адекватного медикаментозного лечения. Для простого уравновешенного типа тотального недоразвития этот вариант может быть одним из вспомогательных в коррекционной работе.
Аналогичные задачи (вспомогательный элемент развивающей работы наряду с использованием других развивающих программ) решаются при работе с детьми, у которых выявляется темпово-задержанный тип психического развития (гармоничный инфантилизм).
В качестве основной коррекционная программа ФПР выступает при работе с детьми с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно регуляторного и вербально-логического компонентов. Причем в последнем случае несформированность произвольности психической активности наблюдается не всегда, но достаточно часто за счет сложности собственно речевой регуляции поведения. В отдельных случаях такая коррекция бывает необходима при работе с детьми с дисгармоничным, преимущественно экстрапунитивным типом развития.
Для различных вариантов дефицитарного развития эта программа может быть рекомендована как один из базовых компонентов общего психического развития детей.
Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как минимум малоэффективно, а в ряде случаев может привести к ухудшению состояния ребенка.
Абсолютными противопоказаниями является наличие у ребенка эпилептической болезни, эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорожной готовности. Это может относиться к детям с локально поврежденным развитием, с тотальным недоразвитием различных типов, так и сопутствовать любому типу отклоняющего развития.
Часто в противопоказаниях к подобному виду коррекционной работы относятся дети, имеющие неврологический диагноз: «некомпенсированная гидроцефалия».
Эффективность программы и способы ее отслеживания
С целью отслеживания результативности групповых занятий по формированию произвольной регуляции проводится диагностика на входе и выходе, которая соответствует целям и задачам программы.
Диагностика ребенка включает в себя:
- Тест «Шифровка» субтест№11 теста Д. Векслера
- Копирование фигур Денмана
- узнавание реалистичных изображений Семаго М.М., Семаго Н.Я.
- узнавание перечеркнутых изображений Семаго М.М., Семаго Н.Я.
- узнавание наложенных изображений Семаго М.М., Семаго Н.Я.
- узнавание недорисованных изображений Семаго М.М., Семаго Н.Я.
- узнавание конфликтных изображений – нелепиц Семаго М.М., Семаго Н.Я.
- составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных определенным сюжетом Семаго М.М., Семаго Н.Я.
Диагностика родителей включает в себя заполнение анкеты на ребенка.
Динамика развития отслеживается в написании сравнительной характеристики, которая составляется на каждого ребенка и анализе групповой динамики в целом.
Специалисты, реализующие данную программу в текущем учебном году
Сальникова А.А., педагог-психолог
-
2.11.2022
Знание о героях
-
24.6.2022
Памятка для взрослых по профилактике выпадения детей из окон
-
13.4.2022
Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям(законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
-
Направления логопедической работы с детьми с РАС в индивидуальном режиме
-
«Причины речевых нарушений. Направления коррекционной работы»
-
Задержка психоречевого развития у детей. Лечение и коррекция
В нашем центре вы всегда можете получить
онлайн-консультациЮНаш адрес:
Тула ул. Буденного дом 50А